Сайт имеет высокое качество информационного наполнения и входит в зеленую зону общероссийского рейтинга сайтов образовательных учреждений.
Победитель второго этапа проекта «Школа новых технологий»
Участник рейтинга 500 лучших школ России 2013
Участник Рейтинга школ, показавших высокие образовательные результаты в 2012-2013 учебном году.
Рейтинг школ, показавших высокие образовательные результаты в 2013-2014 учебном году
Южный административный округ

Экспозиция музея

Экспозиция музея

Школьный музей боевой славы в/ч 9903 помещается на 4 этаже школы в холле-рекреации, а богатейшие фонды музея хранятся в кабинете № 44.

Экспозиция музея состоит из нескольких разделов

1. Этапы Великой Отечественной войны

2. Формирование в/ч 9903

3. Действие боевых групп в/ч 9903 в период Битвы за Москву

4. Бойцы в/ч 9903 в составе Дятьковской партизанской бригады

5. Боевые действия в/ч 9903 в Белорусском партизанском крае

6. Лагерь смерти

7. «Они сражались за Родину»

8. История создания музей и его работа на современном этапе

9. Контакты-связи, друзья музея

10. Традиции музея, наиболее значительные акции, проведенные музеем, награды музея

Краткое содержание каждого из разделов

1. Этапы Великой Отечественной войны

В первом разделе экспозиции представлены материалы об основных этапах Великой Отечественной войны: оборонительном, переломном и освободительном. Также здесь содержится информация обо всех основных сражениях периода 1941 – 1945 г.г.

2. Формирование в/ч 9903

Данный раздел содержит информацию о периоде формирования в/ч 9903. Особая разведывательно-диверсионная воинская часть9903 была создана в первые дни войны. Ее костяк составили офицеры, слушатели военной академии им. М.В.Фрунзе, все они впоследствии стали офицерами-направленцами в/ч 9903. В их задачу входило: сформировать группу бойцов, подготовить ее к выполнению боевого задания, переправить через линию фронта, поддерживать с ней связь, помочь при переходе линии фронта в обратном направлении. На стендах раздела можно увидеть фотографии офицеров-направленцев, отрывки из их воспоминаний и другие материалы.

Отдельный стенд этого раздела посвящен командиру в/ч 9903 А.К. Спрогису, кадровому разведчику, пришедшему в разведку в 15 лет, воевавшему с бандами Махно, а позднее сражавшемуся с фашистами в Испании.

3. Действие боевых групп в/ч 9903 в период Битвы за Москву

Воинская часть 9903 принимала самое активное участие в Битве за Москву. Именно в этот тяжелейший для страны период был объявлен массовый набор комсомольцев-добровольцев – москвичей в особую разведывательно-диверсионную часть 9903. В период Московской битвы в тылу врага действовало около 100 диверсионных групп части.

Экспозиция данного раздела делится на 5 подразделов и располагается на отдельных 5 стендах.

Данный раздел содержит информацию о периоде формирования в/ч 9903. Особая разведывательно-диверсионная воинская часть9903 была создана в первые дни войны. Ее костяк составили офицеры, слушатели военной академии им. М.В.Фрунзе, все они впоследствии стали офицерами-направленцами в/ч 9903. В их задачу входило: сформировать группу бойцов, подготовить ее к выполнению боевого задания, переправить через линию фронта, поддерживать с ней связь, помочь при переходе линии фронта в обратном направлении. На стендах раздела можно увидеть фотографии офицеров-направленцев, отрывки из их воспоминаний и другие материалы.

Отдельный стенд этого раздела посвящен командиру в/ч 9903 А.К. Спрогису, кадровому разведчику, пришедшему в разведку в 15 лет, воевавшему с бандами Махно, а позднее сражавшемуся с фашистами в Испании.

Действие боевых групп в/ч 9903 в период Битвы за Москву.

Воинская часть 9903 принимала самое активное участие в Битве за Москву. Именно в этот тяжелейший для страны период был объявлен массовый набор комсомольцев-добровольцев – москвичей в особую разведывательно-диверсионную часть 9903. В период Московской битвы в тылу врага действовало около 100 диверсионных групп части.

Экспозиция данного раздела делится на 5 подразделов и располагается на отдельных 5 стендах.

4. Бойцы в/ч 9903 в составе Дятьковской партизанской бригады

Четвертый раздел экспозиции музея посвящен боевым действиям в/ч 9903 в составе Дятьковской партизанской бригады, благодаря которой в глубоком тылу у немцев почти полгода существовал огромный район, в котором была восстановлена Советская власть. В экспозиции данного раздела представлена копия похоронки на одного из погибших бойцов в/ч 9903 Н.Орлова, а также уникальнейший экспонат – газета Дятьковского райкома партии 1944 года, выполненная на бересте.

5. Боевые действия в/ч 9903 в Белорусском партизанском крае

Материалы данного раздела содержат информацию о боевых действиях оперативных отрядов и отдельных боевых групп в/ч 9903 в Белорусском партизанском крае. Помимо разведывательно-диверсионных задач, перед бойцами и командирами в/ч 9903 стояла задача огромной важности – поддерживать связь партизанских отрядов с Большой землей, с которой они успешно справились.

6. Лагерь смерти

В этом разделе собраны материалы о бойцах в/ч 9903, ставших узниками фашистских концлагерей. Все эти женщины сумели выжить в аду лагерей смерти, и на основе их воспоминаний и построен раздел.

7. «Они сражались за Родину»

Данный раздел, пожалуй, один из самых интересных в экспозиции музея.

В нем представлены документы, рассказывающие об отдельных бойцах и командирах в/ч 9903, об интереснейших моментах их биографии, боевом пути. Так, например, прослеживая родословную бойца в/ч 9903 Андрея Ждановича, можно увидеть, что его предки защищали родину еще в Отечественную войну 1812 года, потом отличились в Русско-японской войне 1905 года и вот он сам воевал уже в Великую Отечественную…

Интересны материалы, рассказывающие о судьбе Овидия Горчакова, разведчика, бойца в/ч 9903, ставшего после войны писателем, представлены его книги, копии документов, которыми он пользовался в тылу врага. О бойцах. Подробнее.

Не менее интересны и другие материалы данного раздела.

8. История создания музей и его работа на современном этапе

В этом разделе представлены материалы об истории создания школьного музея, о поисковой группе, созданной при школьном музее 30 лет тому назад и названной «Поиск». В экспозиции этого раздела есть очень интересный стенд, рассказывающий о родословной «Поиска»: за 30 лет его существования в работе группы участвовало много учащихся школы, многие выпускники до сих пор являются активными членами «Поиска», входят в состав Совета музея.

Кроме того, экспозиция данного раздела содержит материалы о работе музея на современном этапе, о мероприятиях, проводимых школьным музеем в течение года.

9. Контакты, связи, друзья музея

Настоящими друзьями школьного музея являются ветераны в/ч 9903, большую помощь в работе музея оказывает Совет ветеранов в\ч 9903, Совет ветеранов Даниловского района.

Школьный музей поддерживает связь со школой № 201 имени Зои и Александра Космодемьянских.

Тесная связь поддерживается с автором книги о Вере Волошиной – Г.Н.Фроловым, другими авторами книг о бойцах в/ч 9903.

В 2002 году часть материалов школьного музея боевой славы в/ч 9903 была передана в Российский Государственный архив молодежных организаций, с представителями которого теперь музей поддерживает отношения.

Также в 2002 году были налажены дружеские и деловые отношения между музеем школы 1272 и Государственным музеем Обороны Москвы.

10. Традиции музея, наиболее значительные акции, проведенные музеем, награды музея

Школьный музей боевой славы в/ч 9903 регулярно проводит экскурсии разной тематики для учащихся разных классов. Очень интересной и перспективной оказалась освоенная музеем в 2002 году форма видеоэкскурсий по музею. Кроме экскурсий и видеоэкскурсий, школьный музей боевой славы в/ч 9903 ежегодно проводит целый ряд мероприятий, ставших за долгие годы доброй традицией школы. Это военно-спортивная игра «Память», декабрьские встречи ветеранов, февральские игры для начальной школы, конкурсы инсценированной песни и другие.

• Военно-спортивная игра «Память».

В начале октября в школе проводится традиционная военно- спортивная игра на местности «Память».

Цель игры – восстановить в ребятах чувство взаимопомощи, сноровку, меткость, ловкость, умение подчиняться старшему по званию, научить их некоторым навыкам туризма и дать им новые знания об истории в/ч 9903. В игре «Память» принимают участие ученики 5-6 классов (до 50-60 человек). Они разбиты на отделения, в каждом отделении есть свой инструктор-старшеклассник. Они ведут свои отделения по контрольным пунктам (КП) от станций «Ромашково» и «Раздоры» (Белорусская ж/д) на поляну у станции «Трёхгорка». На каждом КП ребята должны выполнить какое-то задание: метнуть учебные гранаты, найти «мины», перенести через реку «раненых», и т.д.

Заканчивается игра большим костром, вокруг которого собираются участники игры, учителя, родители, выпускники и, конечно, ветераны в/ч 9903. У костра поются туристские песни и песни военных лет, звучат рассказы ветеранов о том, как они воевали, о том, как они участвовали в битве за Москву. Надо сказать, что игра проводится в историческом для в/ч 9903 месте. Именно здесь, на станции «Трёхгорка», была учебно-тренировочная база в/ч 9903. Сейчас на этом месте находится пост ГАИ.

После костра все участники игры, усталые и довольные, возвращаются на электричке в Москву.

• Декабрьские встречи.

Традиционными стали декабрьские встречи ветеранов в/ч 9903. Каждый год на протяжении уже 30 лет в первую субботу декабря в школе собирается от 40 до 130 ветеранов из Москвы, Подмосковья и других городов нашей страны. В 2000 году состоялась юбилейная 30-я декабрьская встреча. У каждой из них своя тема:

Встреча 1982 г. посвящалась 60-летию образования СССР;

1983 г. – 80-летию 11 съезда РСДРП;

1984 г. – 40-летию Победы;

1987 г. – 70-летию Октября;

1989 г. – Книгам и публикациям о в/ч 9903;

1991 г. – 50-летию победы под Москвой;

1997 г. – Москвичам, юным защитникам Отечества;

1998 г. – 75-летию со дня рождения Зои Космодемьянской;

2004 г. - 85-летие Веры Волошиной;

2009 г. - 40 -летие группы "Поиск".

В подготовке и проведении декабрьской встречи обычно участвует вся школа, каждый класс получает свой участок работы:

– встреча ветеранов;

– регистрация гостей;

– оформление зала и расстановка столов и стульев;

– организация чаепития;

– проводы ветеранов;

– уборка зала после встречи.

Актив школьного музея готовит программу встречи, привлекая к участию в ней учащихся разных классов и учителей. Полноправными участниками встречи являются и выпускники школы, по-прежнему остающиеся членами группы «Поиск».

• Февральские игры для начальной школы.

Уже несколько лет в феврале во 2-х и 3-х классах проводятся военно-спортивные игры.

Цель этих игр — расширить знания ребят об истории нашей страны, армии, Великой Отечественной войны.

Во 2-х классах игра называется «Дружные ребята», а в 3-х классах – «Щит и меч».

Перед игрой каждый класс получает письмо («фронтовой» треугольник) от группы «Поиск». В нём содержится приглашение принять участие в игре. У вторых классов задание – написать сочинение о своих родственниках-участниках войны.

Каждый класс делится на несколько команд-отделений по 6-8 человек в каждом.

Перед самой игрой проводится торжественная линейка, на которой главнокомандующим зачитывается «Приказ №1», в котором сообщается, что для участников военно-спортивной игры вводится военное положение и что с момента объявления данного приказа вступает в действие главный армейский закон единоначалия, т.е. беспрекословного подчинения младшего по званию старшему.

Сама игра проводится в два этапа:

1. спортивные соревнования;

2. соревнования на знание истории армии и в/ч 9903.

После игры тоже проводится торжественная линейка, на которой подводятся итоги. Побеждает то отделение, которое по результатам двух этапов соревнований получает наибольшее количество очков.

После всех соревнований ребята идут в столовую, и там каждый из них получает несколько картофелин, солёный огурец, хлеб и чай — обычную еду военного времени.

Так заканчивается военно-спортивная игра для учеников начальной школы.

• Конкурс инсценированной военной песни.

В первую неделю мая в школе проводится конкурс инсценированной военной песни, посвящённый Дню Победы.

В конкурсе участвуют все классы с 5 по 9, каждый класс представляет одну инсценировку.

На конкурсе-концерте звучат разные песни: «Три танкиста», «Смуглянка», «Орлёнок», «Бухенвальдский набат» и другие.

Дети очень ответственно подходят к подготовке этого конкурса: выбирают песню, придумывают сценарий постановки, готовят костюмы.

На конкурс приходит много зрителей: учащихся, родителей, учителей, ветеранов.

В жюри входят представители школьного музея и ветераны в/ч 9903 Актив школьного музея старается сделать всё возможное, чтобы эти традиции музея школы 1272 не прекращалась, а передавалась из поколения в поколение.

Школьный музей боевой славы воинской части 9903 за более чем 30 лет своего существования был награжден грамотами, имеет благодарственные письма, а в 2002 году занял 3 место в конкурсе школьных музеев боевой славы, проводившемся Центром военно-патриотического воспитания молодежи.