Сайт имеет высокое качество информационного наполнения и входит в зеленую зону общероссийского рейтинга сайтов образовательных учреждений.
Победитель второго этапа проекта «Школа новых технологий»
Участник общероссийского рейтинга школьных сайтов 2016
Участник рейтинга 500 лучших школ России 2013
Участник Рейтинга школ, показавших высокие образовательные результаты в 2012-2013 учебном году.
Рейтинг школ, показавших высокие образовательные результаты в 2013-2014 учебном году
Южный административный округ

Экспозиция музея

Экспозиция музея

Школьный музей боевой славы в/ч 9903 помещается на 4 этаже школы в холле-рекреации, а богатейшие фонды музея хранятся в кабинете № 44.

Экспозиция музея состоит из нескольких разделов

1. Этапы Великой Отечественной войны

2. Формирование в/ч 9903

3. Действие боевых групп в/ч 9903 в период Битвы за Москву

4. Бойцы в/ч 9903 в составе Дятьковской партизанской бригады

5. Боевые действия в/ч 9903 в Белорусском партизанском крае

6. Лагерь смерти

7. «Они сражались за Родину»

8. История создания музей и его работа на современном этапе

9. Контакты-связи, друзья музея

10. Традиции музея, наиболее значительные акции, проведенные музеем, награды музея

Краткое содержание каждого из разделов

1. Этапы Великой Отечественной войны

В первом разделе экспозиции представлены материалы об основных этапах Великой Отечественной войны: оборонительном, переломном и освободительном. Также здесь содержится информация обо всех основных сражениях периода 1941 – 1945 г.г.

2. Формирование в/ч 9903

Данный раздел содержит информацию о периоде формирования в/ч 9903. Особая разведывательно-диверсионная воинская часть9903 была создана в первые дни войны. Ее костяк составили офицеры, слушатели военной академии им. М.В.Фрунзе, все они впоследствии стали офицерами-направленцами в/ч 9903. В их задачу входило: сформировать группу бойцов, подготовить ее к выполнению боевого задания, переправить через линию фронта, поддерживать с ней связь, помочь при переходе линии фронта в обратном направлении. На стендах раздела можно увидеть фотографии офицеров-направленцев, отрывки из их воспоминаний и другие материалы.

Отдельный стенд этого раздела посвящен командиру в/ч 9903 А.К. Спрогису, кадровому разведчику, пришедшему в разведку в 15 лет, воевавшему с бандами Махно, а позднее сражавшемуся с фашистами в Испании.

3. Действие боевых групп в/ч 9903 в период Битвы за Москву

Воинская часть 9903 принимала самое активное участие в Битве за Москву. Именно в этот тяжелейший для страны период был объявлен массовый набор комсомольцев-добровольцев – москвичей в особую разведывательно-диверсионную часть 9903. В период Московской битвы в тылу врага действовало около 100 диверсионных групп части.

Экспозиция данного раздела делится на 5 подразделов и располагается на отдельных 5 стендах.

Данный раздел содержит информацию о периоде формирования в/ч 9903. Особая разведывательно-диверсионная воинская часть9903 была создана в первые дни войны. Ее костяк составили офицеры, слушатели военной академии им. М.В.Фрунзе, все они впоследствии стали офицерами-направленцами в/ч 9903. В их задачу входило: сформировать группу бойцов, подготовить ее к выполнению боевого задания, переправить через линию фронта, поддерживать с ней связь, помочь при переходе линии фронта в обратном направлении. На стендах раздела можно увидеть фотографии офицеров-направленцев, отрывки из их воспоминаний и другие материалы.

Отдельный стенд этого раздела посвящен командиру в/ч 9903 А.К. Спрогису, кадровому разведчику, пришедшему в разведку в 15 лет, воевавшему с бандами Махно, а позднее сражавшемуся с фашистами в Испании.

Действие боевых групп в/ч 9903 в период Битвы за Москву.

Воинская часть 9903 принимала самое активное участие в Битве за Москву. Именно в этот тяжелейший для страны период был объявлен массовый набор комсомольцев-добровольцев – москвичей в особую разведывательно-диверсионную часть 9903. В период Московской битвы в тылу врага действовало около 100 диверсионных групп части.

Экспозиция данного раздела делится на 5 подразделов и располагается на отдельных 5 стендах.

4. Бойцы в/ч 9903 в составе Дятьковской партизанской бригады

Четвертый раздел экспозиции музея посвящен боевым действиям в/ч 9903 в составе Дятьковской партизанской бригады, благодаря которой в глубоком тылу у немцев почти полгода существовал огромный район, в котором была восстановлена Советская власть. В экспозиции данного раздела представлена копия похоронки на одного из погибших бойцов в/ч 9903 Н.Орлова, а также уникальнейший экспонат – газета Дятьковского райкома партии 1944 года, выполненная на бересте.

5. Боевые действия в/ч 9903 в Белорусском партизанском крае

Материалы данного раздела содержат информацию о боевых действиях оперативных отрядов и отдельных боевых групп в/ч 9903 в Белорусском партизанском крае. Помимо разведывательно-диверсионных задач, перед бойцами и командирами в/ч 9903 стояла задача огромной важности – поддерживать связь партизанских отрядов с Большой землей, с которой они успешно справились.

6. Лагерь смерти

В этом разделе собраны материалы о бойцах в/ч 9903, ставших узниками фашистских концлагерей. Все эти женщины сумели выжить в аду лагерей смерти, и на основе их воспоминаний и построен раздел.

7. «Они сражались за Родину»

Данный раздел, пожалуй, один из самых интересных в экспозиции музея.

В нем представлены документы, рассказывающие об отдельных бойцах и командирах в/ч 9903, об интереснейших моментах их биографии, боевом пути. Так, например, прослеживая родословную бойца в/ч 9903 Андрея Ждановича, можно увидеть, что его предки защищали родину еще в Отечественную войну 1812 года, потом отличились в Русско-японской войне 1905 года и вот он сам воевал уже в Великую Отечественную…

Интересны материалы, рассказывающие о судьбе Овидия Горчакова, разведчика, бойца в/ч 9903, ставшего после войны писателем, представлены его книги, копии документов, которыми он пользовался в тылу врага. О бойцах. Подробнее.

Не менее интересны и другие материалы данного раздела.

8. История создания музей и его работа на современном этапе

В этом разделе представлены материалы об истории создания школьного музея, о поисковой группе, созданной при школьном музее 30 лет тому назад и названной «Поиск». В экспозиции этого раздела есть очень интересный стенд, рассказывающий о родословной «Поиска»: за 30 лет его существования в работе группы участвовало много учащихся школы, многие выпускники до сих пор являются активными членами «Поиска», входят в состав Совета музея.

Кроме того, экспозиция данного раздела содержит материалы о работе музея на современном этапе, о мероприятиях, проводимых школьным музеем в течение года.

9. Контакты, связи, друзья музея

Настоящими друзьями школьного музея являются ветераны в/ч 9903, большую помощь в работе музея оказывает Совет ветеранов в\ч 9903, Совет ветеранов Даниловского района.

Школьный музей поддерживает связь со школой № 201 имени Зои и Александра Космодемьянских.

Тесная связь поддерживается с автором книги о Вере Волошиной – Г.Н.Фроловым, другими авторами книг о бойцах в/ч 9903.

В 2002 году часть материалов школьного музея боевой славы в/ч 9903 была передана в Российский Государственный архив молодежных организаций, с представителями которого теперь музей поддерживает отношения.

Также в 2002 году были налажены дружеские и деловые отношения между музеем школы 1272 и Государственным музеем Обороны Москвы.

10. Традиции музея, наиболее значительные акции, проведенные музеем, награды музея

Школьный музей боевой славы в/ч 9903 регулярно проводит экскурсии разной тематики для учащихся разных классов. Очень интересной и перспективной оказалась освоенная музеем в 2002 году форма видеоэкскурсий по музею. Кроме экскурсий и видеоэкскурсий, школьный музей боевой славы в/ч 9903 ежегодно проводит целый ряд мероприятий, ставших за долгие годы доброй традицией школы. Это военно-спортивная игра «Память», декабрьские встречи ветеранов, февральские игры для начальной школы, конкурсы инсценированной песни и другие.

• Военно-спортивная игра «Память».

В начале октября в школе проводится традиционная военно- спортивная игра на местности «Память».

Цель игры – восстановить в ребятах чувство взаимопомощи, сноровку, меткость, ловкость, умение подчиняться старшему по званию, научить их некоторым навыкам туризма и дать им новые знания об истории в/ч 9903. В игре «Память» принимают участие ученики 5-6 классов (до 50-60 человек). Они разбиты на отделения, в каждом отделении есть свой инструктор-старшеклассник. Они ведут свои отделения по контрольным пунктам (КП) от станций «Ромашково» и «Раздоры» (Белорусская ж/д) на поляну у станции «Трёхгорка». На каждом КП ребята должны выполнить какое-то задание: метнуть учебные гранаты, найти «мины», перенести через реку «раненых», и т.д.

Заканчивается игра большим костром, вокруг которого собираются участники игры, учителя, родители, выпускники и, конечно, ветераны в/ч 9903. У костра поются туристские песни и песни военных лет, звучат рассказы ветеранов о том, как они воевали, о том, как они участвовали в битве за Москву. Надо сказать, что игра проводится в историческом для в/ч 9903 месте. Именно здесь, на станции «Трёхгорка», была учебно-тренировочная база в/ч 9903. Сейчас на этом месте находится пост ГАИ.

После костра все участники игры, усталые и довольные, возвращаются на электричке в Москву.

• Декабрьские встречи.

Традиционными стали декабрьские встречи ветеранов в/ч 9903. Каждый год на протяжении уже 30 лет в первую субботу декабря в школе собирается от 40 до 130 ветеранов из Москвы, Подмосковья и других городов нашей страны. В 2000 году состоялась юбилейная 30-я декабрьская встреча. У каждой из них своя тема:

Встреча 1982 г. посвящалась 60-летию образования СССР;

1983 г. – 80-летию 11 съезда РСДРП;

1984 г. – 40-летию Победы;

1987 г. – 70-летию Октября;

1989 г. – Книгам и публикациям о в/ч 9903;

1991 г. – 50-летию победы под Москвой;

1997 г. – Москвичам, юным защитникам Отечества;

1998 г. – 75-летию со дня рождения Зои Космодемьянской;

2004 г. - 85-летие Веры Волошиной;

2009 г. - 40 -летие группы "Поиск".

В подготовке и проведении декабрьской встречи обычно участвует вся школа, каждый класс получает свой участок работы:

– встреча ветеранов;

– регистрация гостей;

– оформление зала и расстановка столов и стульев;

– организация чаепития;

– проводы ветеранов;

– уборка зала после встречи.

Актив школьного музея готовит программу встречи, привлекая к участию в ней учащихся разных классов и учителей. Полноправными участниками встречи являются и выпускники школы, по-прежнему остающиеся членами группы «Поиск».

• Февральские игры для начальной школы.

Уже несколько лет в феврале во 2-х и 3-х классах проводятся военно-спортивные игры.

Цель этих игр — расширить знания ребят об истории нашей страны, армии, Великой Отечественной войны.

Во 2-х классах игра называется «Дружные ребята», а в 3-х классах – «Щит и меч».

Перед игрой каждый класс получает письмо («фронтовой» треугольник) от группы «Поиск». В нём содержится приглашение принять участие в игре. У вторых классов задание – написать сочинение о своих родственниках-участниках войны.

Каждый класс делится на несколько команд-отделений по 6-8 человек в каждом.

Перед самой игрой проводится торжественная линейка, на которой главнокомандующим зачитывается «Приказ №1», в котором сообщается, что для участников военно-спортивной игры вводится военное положение и что с момента объявления данного приказа вступает в действие главный армейский закон единоначалия, т.е. беспрекословного подчинения младшего по званию старшему.

Сама игра проводится в два этапа:

1. спортивные соревнования;

2. соревнования на знание истории армии и в/ч 9903.

После игры тоже проводится торжественная линейка, на которой подводятся итоги. Побеждает то отделение, которое по результатам двух этапов соревнований получает наибольшее количество очков.

После всех соревнований ребята идут в столовую, и там каждый из них получает несколько картофелин, солёный огурец, хлеб и чай — обычную еду военного времени.

Так заканчивается военно-спортивная игра для учеников начальной школы.

• Конкурс инсценированной военной песни.

В первую неделю мая в школе проводится конкурс инсценированной военной песни, посвящённый Дню Победы.

В конкурсе участвуют все классы с 5 по 9, каждый класс представляет одну инсценировку.

На конкурсе-концерте звучат разные песни: «Три танкиста», «Смуглянка», «Орлёнок», «Бухенвальдский набат» и другие.

Дети очень ответственно подходят к подготовке этого конкурса: выбирают песню, придумывают сценарий постановки, готовят костюмы.

На конкурс приходит много зрителей: учащихся, родителей, учителей, ветеранов.

В жюри входят представители школьного музея и ветераны в/ч 9903 Актив школьного музея старается сделать всё возможное, чтобы эти традиции музея школы 1272 не прекращалась, а передавалась из поколения в поколение.

Школьный музей боевой славы воинской части 9903 за более чем 30 лет своего существования был награжден грамотами, имеет благодарственные письма, а в 2002 году занял 3 место в конкурсе школьных музеев боевой славы, проводившемся Центром военно-патриотического воспитания молодежи.