Метро

Метро

В конце 1942 года началось строительство Замоскворецкого радиуса метро, новая линия протянулась на 6,8 км - от станции "Площадь Свердлова" к центру Пролетарского района. В суровые дни сооружалась она. Заказы для метро выполняли все предприятия района. Станция метро «Автозаводская» открылась 1 января 1943 года. Архитектор - А.Н. Душкин. «Станцию «Автозаводская» люблю за то, - писал он, - что она сделана как бы на одном дыхании. Здесь чётко выражена конструктивная сущность и, как у русских храмов, чистота работающей формы». У входа в вестибюль установлена мемориальная доска.

До 5 июля 1956 года станция носила имя «Завод имени Сталина» (скульптура вождя стояла в северном торце станции).

Фасад вестибюля украшает портал, облицованный лабрадоритом, и очень высокие застеклённые поверхности, служащие одновременно и дверными проёмами, и окнами служебных помещений второго этажа вестибюля. Первоначально окна вестибюля и технического этажа были разделены беломраморными барельефами авторства С. И. Ефимова; центральный барельеф нёс название станции — «ЗИС» — и слова «Метрополитен имени Л. М. Кагановича», на боковых были изображены крупные буквы "М" — символы метрополитена, в обрамлении кувалд и отбойных молотков (впоследствии барельефы были демонтированы).

Напротив эскалатора находится крупное мозаичное панно, выполненное из разных сортов мрамора, изображающее парад на Красной площади. Парад возглавляет тяжелый танк КВ-1, по бокам от него едут по два танка Т-34. На броне КВ-1, образуя пирамиду, сидят солдаты, в центре — командир танка, отдающий честь. Позади танков тёмной громадой возвышается фигура былинного богатыря. Богатырь всматривается вдаль, прикрывая глаза ладонью, от чего создаётся впечатление, что он тоже отдаёт честь. На заднем плане — Кремль. Над панно работали В.Ф. Бородиченко и Б. В. Покровский (также при участии Е.Е. Лансере). Кроме спуска на станцию и перехода в аванзал, из эскалаторного зала ведут три служебные двери, декорированные крупными арками и отделанные красноватым мрамором. Изначально вестибюль и эскалаторный тоннель освещались оригинальными светильниками-бра, шесть из которых сохранились по наше время в эскалаторном зале вестибюля.

Роспись изображает сцены из жизни рабочих завода ЗИЛ и моменты истории СССР, центром композиции служат огромные красные серп и молот. Роспись дополняют красные ленты с надписями «Мир», «Труд», «Свобода», «Равенство», «Братство», «Счастье». Изначально на потолке вестибюля были изображены красные знамёна различных видов войск с изображением И. В. Сталина, опоясанные орденами за военные и трудовые подвиги (над этой росписью работали также В. Ф. Бородиченко и Б. В. Покровский).

Для облицовки станционного зала применен алтайский и уральский мрамор. Путевые стены украшены восемью смальтовыми мозаичными панно под общим названием «Советский народ в годы Войны». Мозаики были выполнены в блокадном Ленинграде В.А. Фроловым по эскизам художников В. Ф. Бордиченко, Б. В. Покровского и Ф. К. Лехта. В. А. Фролов работал над мозаиками станции с 1941 года до своего последнего дня жизни 3 февраля 1942 года. Готовые мозаики были доставлены из Ленинграда в Москву по «Дороге жизни», причём, судя по сохранившимся фотографиям, часть из них была установлена уже после открытия станции. Панно размещены по четыре с каждой стороны платформы. Мозаики восточной стены (тематика — работники завода ЗИС): монтаж гусениц на танк КВ-1, литейный цех, механосборочный цех, кузнечный цех. Мозаики западной стены (тематика — мирный труд и боевые успехи народов СССР): погрузка бомб в дальний бомбардировщик ИЛ-4, отправляющийся бомбить Берлин, жатва, где трактора тянут за собой жатки завода ЗИС, астраханские рыбаки, вытаскивающие из сетей гигантских осётров и отгружающие бочки с икрой, картина морского боя. Кроме мозаик, станция декорирована четырьмя барельефами скульптора И.С. Ефимова, размещёнными в центре зала, на путевых стенах. Барельефы выполнены из серо-жёлтого московского известняка. На западной стене установлены барельефы «Народы севера» и «Народы Кавказа», западную стену украшают барельефы «Лётчики и конструкторы» и «Металлурги и инженеры». В пространствах между барельефами ранее размещались цитаты Д. Джабаева («Это всё дела, что сталинская мудрость родила», западная стена) и И.В. Сталина («Труд в СССР есть дело чести, славы, доблести и геройства», восточная стена). Впоследствии надписи были заштукатурены. В северном торце центрального зала на гранитном постаменте размещалась гипсовая скульптура Сталина работы С.Д. Меркурова (в 1950-х годах демонтирована).

http://moskva-yug.ucoz.ru/